Наследие святителя Димитрия Ростовского

Святитель Димитрий, обретение святых мощей которого празднуется сегодня, известен сейчас в первую очередь как автор больших «Четий-Миней». Однако его наследие гораздо более обширно. Его перу принадлежат богословские, исторические и проповеднические труды. Известный ученый, филолог, искусствовед Д. С. Лихачёв считал святителя Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».

Интересно, что святитель Димитрий был автором и драматургических произведений; в частности, он создал пьесу «Рождественская драма» (т. н. «Ростовское действо»), которая впервые была поставлена 24 декабря 1704 г. и исполняется до сих пор. Это произведение считается древнейшей русской оперой.

Что же касается «Четий-Миней», то это одно из самых больших произведений славянской литературы. Святитель Димитрий начал работать над ними начиная с 1684 года в соответствии с волей собора старцев Киево-Печерского монастыря. Работа над сборником продолжалась в течение 20 лет. Результатом этой работы стали 4 книги, каждая из которых содержала жития за три месяца.

В процессе работы над сборником святитель Димитрий, использовавший самые разные источники — агиографические и исторические, выступал не просто как компилятор: на основе той информации, которую он мог почерпнуть, он создавал свой оригинальный текст. Современные исследования доказывают также, что святитель хорошо осознавал разный уровень достоверности источников, имевшихся в его распоряжении, и потому не использовал сомнительные данные в своем труде.

Сборник житий святых «Четьи-Минеи» святителя Димитрия стал одним из любимых чтений русского народа. По словам Ф.М. Достоевского,

…по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное.

Ф. М. Достоевский. О безошибочном знании необразованным и безграмотным русским народом главнейшей сущности Восточного вопроса.