Какое образование получили Вселенские учители и святители — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, сыгравшие исключительную роль истории Церкви?
Эпоха, когда жили Великие Каппадокийцы, в чем-то схожа с современной: Церковь была отделена от государства и от образовательной системы. Однако это не стало препятствием для святых отцов, получивших великолепное светское образование.
Святитель Григорий Богослов, лучший университетский друг святителя Василия Великого, почти до 30 лет учился в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской, Александрии, Афинах.
Мать святителя Иоанна Златоуста, благочестивая христианка, дала ему прекрасное образование, лучшее из возможных в ту эпоху. Она отправила сына изучать риторику у знаменитого оратора Ливания, у которого Иоанн был его лучшим учеником, несмотря на то что Ливаний был настроен очень недружелюбно по отношению к христианам. Будучи при смерти, Ливаний сказал, что святитель Иоанн был бы его преемником, «если бы не похитили его у нас христиане».
Святитель Василий Великий учился в Афинском университете, и о его знаниях ходила настоящая слава:
«Он так изучил все, как другой не изучает одного предмета; каждую науку он изучил до такого совершенства, как бы не учился ничему другому».
Проф. Н.И. Сагарда. Святитель Василий Великий
Он был философом, диалектиком, филологом и оратором. Он изучил астрономию, геометрию, науку об отношении чисел, юриспруденцию и естествоведение до такой степени, что даже профессионалы в этих сферах не могли привести его в замешательство. Из-за собственных болезней он изучил также и медицину.
«Это был корабль, столько нагруженный ученостью, сколько сие вместительно для человеческой природы».
Проф. Н.И. Сагарда. Святитель Василий Великий
Впоследствии святитель Василий Великий писал о том, следует ли христианину читать языческих авторов:
«Займем лучше у них те места, где они восхваляли добродетель и порицали порок. Ибо как для других наслаждение цветами ограничивается благовонием и пестротою красок, а пчелы сбирают с них и мед, так и здесь, кто гоняется не за одною сладостию и приятностию сочинений, тот может из них запастись некоторою пользою для души. Поэтому, во всем уподобляясь пчелам, должны вы изучать сии сочинения. Ибо и пчелы не на все цветы равно садятся, и с тех, на какие сядут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым».
Святитель Василий Великий. Беседа к юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений