Святитель Серафим (Соболев)

Сегодня празднуется память святителя Серафима (Соболева), известного своей подвижнической жизнью, верностью Православию, а также многочисленными чудесами – как при жизни, так и после смерти (Владыка скончался в Софии в 1950 г.).

Святитель Серафим родился и жил в России до 1920 года. Получивший духовное образование и особым образом уверенный преподобным Серафимом Саровским в выборе иноческого пути, он принял постриг и начал работать в семинарии.

После революции и в результате событий гражданской войны святитель решил эмигрировать, и через Константинополь он добрался в Болгарию. Незадолго до этого он был рукоположен во епископа, и на новом месте он начал окормлять свою новую паству. Кроме того, храм, где он служил, стал центром церковной жизни русской эмиграции и местом основного служения епископа, а вскоре и архиепископа Серафима.

Жители Софии еще при жизни отмечали прозорливость архипастыря. «Многие считали владыку духовно прозорливым, – вспоминал митрополит Доростольский Иларион. – Почитание и сыновняя преданность к архиепископу Серафиму была велика в то время и у русских, и у болгар». Сам митрополит Иларион, будучи мирянином Дмитрием Цоневым, испытал на себе прозорливость архипастыря. «Митя будет монахом», – уверенно сказал однажды о нем архиепископ Серафим.

Интересный случай был связан с русским эмигрантом – доцентом одного из российских университетов. В тяжелых условиях эмиграции он не мог написать магистерскую диссертацию, а, следовательно, получить место в университете. Во время исповеди этот человек поделился своей скорбью с архипастырем. На вопрос: «Стану ли я магистром?», иерарх ответил: «Не скорби, еще четыре года, и станешь». Слова архиепископа Серафима в точности сбылись, и через четыре года, после защиты диссертации, этот эмигрант был назначен профессором в одном из университетов.

Часто случалось, что во время исповеди архипастырь напоминал людям забытые грехи, а также отвечал на мысленные вопросы исповедующихся. «Это случайно», – улыбаясь, говорил архипастырь в ответ на недоумение духовных чад.

Замечали прихожане и силу молитв архиепископа. Архимандрит Пантелеимон вспоминал, что все, кто приходил к святителю со скорбями, уходили от него утешенными и окрыленными. Молитва архиепископа Серафима порой возвращала к жизни и безнадежно больных. Сам архиепископ Серафим не видел в силе своих молитв чего-то необычного. Архипастырь говорил: «Когда умрем, тогда поймем, насколько близки нам были Спаситель, Божия Матерь и все святые, как сходили к нашим немощам и как исполняли наши молитвы».

Большую любовь к архиепископу испытывали и софийские студенты, которые не только посещали его службы, но и ходили к нему домой на исповедь.

Архимандрит Александр (Петранов) вспоминал: «Когда я заканчивал обучение, у нас был один профессор, деливший студентов на “своих” и “чужих”. Я попал в число “чужих” и очень боялся экзамена у него. Перед экзаменом я рано пошел к владыке Серафиму и поделился своими опасениями. Он попросил конспект и красным карандашом отметил пять вопросов. Потом помолился и сказал, что попадется один из них, и велел хорошо их выучить. На следующий день я пошел на экзамен. Когда я вытянул билет, то увидел, что в нем были те вопросы, которые мне благословил выучить владыка Серафим».

Архиепископ Серафим был погребен в крипте Свято-Никольского храма в Софии. Почитание усопшего иерарха началось сразу же после его кончины, а спустя чуть более чем 50 лет он был канонизирован. Свидетельства о чудесах по молитвам святителя записываются до настоящего дня, и часть их них опубликована.