Пророк Аггей относится к числу 12 малых пророков, то есть пророков, написавших небольшие по объему книги. Его книга состоит из 4 речей, которые относятся к тому времени, когда иудеи стали возвращаться из Вавилонского плена и восстанавливать Иерусалим. Содержание книги связано как раз с теми вопросами, с которыми столкнулись вернувшиеся, и в первую очередь – с вопросом о восстановлении Иерусалимского храма.
Этот вопрос существовал в нескольких аспектах, и мы остановимся на двух из них:
1. Восстанавливать сначала храм или город?
Иерусалим был полностью разорен, и естественно, что люди хотели восстановить свои жилища. Но нужно было в первую очередь возродить храм. И пророк Аггей обращается к народу с такими словами:
«Так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: “не пришло еще время, не время строить дом Господень”. …А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» (Агг. 1:2, 4).
«… вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька» (Агг. 1:6).
То есть неусердие к храму Божию влечёт за собой и неудачи в мирских делах, и именно этим объясняется неуспех иудеев в их стараниях.
Однако тогда возникал другой вопрос.
2. Стоит ли восстанавливать храм сейчас, когда мало денег, а значит, он будет менее богатым, чем первый храм?
На это пророк Аггей говорит:
«Не бойтесь! ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:5–9).
Таким образом, несмотря на более скромную постройку, второй храм был более славен – ведь, посетив его, его осветил Своей славой Желаемый всеми народами, Сам Спаситель, Богочеловек Иисус Христос.