О преподобном Акакии Синайском

Сегодня, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, мы празднуем память святого Акакия Синайского, о котором рассказывается в «Лествице». В этот день в храме святой княгини Ольги в Останкино была совершена Божественная Литургия, на которой присутствовало около 50 человек.

Синайский подвижник

Преподобный Акакий Синайский был послушником одного очень сурового старца, который каждый день оскорблял и бил его. Однако святой переносил это с терпением и благодарением.

Через 9 лет такого подвижничества святой Акакий заболел и вскоре скончался. Старец, его наставник, через 5 дней после этого сообщил о кончине своего послушника другому старцу. Тот, однако, усомнился в известии, и потому они вместе пошли в склеп, где упокоился святой Акакий. Старец спросил у скончавшегося: «Акакий, умер ли ты?» — на что преподобный, оказывая послушание и после смерти, ответил: «Обязавшемуся творить послушание невозможно умереть».

Вразумленный этим чудом, старец, у которого в послушании был преподобный, в ужасе сказал: «Я совершил убийство». Он удалился в строгий затвор при гробнице святого Акакия, и провел оставшиеся дни своей жизни в суровых подвигах.

Герой повести Гоголя

В русской традиции имя Акакий ассоциируется прежде всего с героем гоголевской «Шинели» Акакием Акакиевичем Башмачкиным. Гоголь не зря выбрал такое имя: Акакий означает «кроткий, незлобивый», и житие этого святого как раз и показывает его смирение, незлобие и послушание.

И хотя, как мы помним, характер у гоголевского персонажа был именно кроткий и смиренный, это не было связано с его работой над собой; это просто был дар Божий. Акакий Акакиевич почти не вспоминает о Боге. И на определенном этапе центром его жизни становится шинель.

Проблема, естественно, вовсе не в вещи, важной и нужной самой по себе, а в отношении к ней героя. Акакий Акакиевич видит в этой шинели чуть ли не смысл жизни; с пропажей шинели для него уходит этот смысл, и он умирает. Так искушение привело к страсти, а страсть — к духовной, а затем телесной смерти. И так Гоголь через эту историю рассказывает не только общечеловеческую притчу, но и притчу о современном ему обществе: многие люди, внешне оставаясь верующими (как Акакий с его именем, восходящему к имени синайского подвижника), на самом деле в этот период утратили живую связь с Богом в своей душе, поставив в центр жизни созданного ими идола: наживу, карьеру или — шинель.

Так на самом деле создается контраст между подвигом святого и жизнью гоголевского персонажа, носящих одно имя.