Поместный Собор 1917-1918 годов

Не так давно — 4 года назад — Священный Синод постановил праздновать день памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской, происходившего в 1917-1918 годах. Днем празднования было избрано 18 ноября, день избрания святителя Тихона на Патриарший престол. Восстановивший патриаршество, Поместный Собор принял также ряд других новаторских решений: установил принцип выборности в приходах, дал женщинам право голоса на церковных собраниях и положил начало почитанию новомучеников.

Поместный Собор 1917-1918 годов стал первым Собором Русской Церкви с конца XVII века. Важнейшим его решением стало восстановления патриаршества в России, положившее конец Синодальному периоду в истории Русской Церкви.

Заседания Собора происходили в течение более чем 12 месяцев в Московском епархиальном доме в Лиховом переулке. Сейчас его отреставрировали, в нем находится главный корпус, библиотека и музей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Нижний храм в Московском епархиальном доме освящен как раз в честь отцов Поместного Собора 1917-1918 годов.

Московский епархиальный дом

Какие решения, помимо восстановления патриаршества, были приняты на Соборе?

Создана соборная модель управления Церковью

Основные управленческие функции предоставлялись не Патриарху, а регулярно созываемым Поместным Соборам. В перерывах между их созывами действовали Священный Синод и Высший Церковный Совет.

Введена система выборности в епархиях, приходах и монастырях

Благодаря этому решению миряне получили возможность более активно участвовать в приходской жизни, что стало особенно важным в условиях советской действительности, когда центральные органы церковного управления находились под огромным давлением и многие вопросы решались на местах.

Женщины получили право голоса в Церкви

А именно — Соборное определение дало женщинам право участвовать приходских, благочинных и епархиальных собраниях и голосовать на них — беспрецедентный случай в истории Русской Церкви.

Принята монастырская реформа

Согласно положениям Собора, должны были быть созданы органы монастырского самоуправления, понижен минимальный возраст для пострига (причем условия в этом вопросе для мужчин и женщин уравнивались), расширены принципы монастырского общежития и традиции старчества. Провести в жизнь эти реформы в тех условиях не получилось: обители уничтожались, однако эти определения стали ориентиром для воссоздания монашеских традиций в постсоветскую эпоху.

Сформулирована позиция Церкви в отношениях с властью

Собор вынес определение о правовом положении Церкви в России. Его положения в этом вопросе, однако, оказались неприменимыми, потому что члены Собора исходили из идеальной, симфонической модели взаимоотношений Церкви и государства. Например, в постановлении говорилось, что церковные определения, если они не противоречат государственному закону, должны восприниматься государством как закон.

Положено начало почитанию новомучеников

Хотя в то время погибшие за веру во времена только-только начавшихся гонений на Церковь не были канонизированы, уже тогда на Соборе было сформулировано отношение к ним как к новомученикам. И если вначале к революции на Соборе относились только как к смене политической власти, то к 1918 году в ней стали видеть духовное явление, противопоставить которому можно было не борьбу при помощи силы, а самоотверженное свидетельство истинной веры — вплоть до мученической кончины, что и было осуществлено многими и многими новомучениками, погибшими в годы советской власти.