Поминовение усопших на Божественной Литургии

Святая Церковь всегда побуждает нас молиться об усопших наших братьях и сестрах. Не случайно во время чина погребения при последнем прощании с усопшим она влагает в его уста слова: «Прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу». Но при этом нужно соблюдать порядок и меру, установленную Святой Церковью и идущую еще со времен святых отцов. И сегодняшний день — Димитровская родительская суббота — был установлен именно в русской православной традиции как день особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовой битве в 1380 году.

Все верующие не умирают, но живут вечно о Господе.

Октоих, глас 1, суббота, утреня, седален по 2-й кафизме

Для христианина смерть не страшна сама по себе. Христос победил смерть, и мы можем страшиться только тех грехов, которые мешают нам быть с Богом, и молиться за тех наших братьев и сестер, которые отошли от нас. Церковь установила несколько видов такого поминовения во время богослужений, наиболее известными из которых является поминовение на Литургии и панихида. И если панихида — это краткое богослужение, которое в целом посвящено поминовению усопших, то поминовение усопших на Литургии совершается несколько раз.

Самое важное поминовение усопших во время Божественной Литургии происходит:

  • во время проскомидии — первой, подготовительной части Литургии. Она совершается священником за закрытыми Царскими вратами. В это время иерей вынимает из просфор частицы и молится: «Помяни, Господи, …» — и перечисляет имена усопших православных христиан, о которых были поданы записки.
  • после освящения Святых Даров, во время пения Достойно есть, когда священник молится: «Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших, праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, Апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся. Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. О святем Иоанне Пророце, Предтечи и Крестители, о святых славных и всехвальных Апостолех, о святем …, егоже и память совершаем, и о всех святых Твоих, ихже молитвами посети нас, Боже. И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя».

Это поминовение никогда не опускается и, по словам святителя Афанасия (Сахарова),

по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: … заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память … умерших.

Святитель Афанасий (Сахаров)

На важность такого поминовения, и особенно поминовения по освящении Святых Даров, указывают и другие святые:

«Не напрасно установили апостолы, чтобы при совершении страшных Тайн поминать усопших. Они знали, что от этого МНОГО ИМ ВЫГОДЫ И МНОГО ПОЛЬЗЫ, когда весь народ и священный лик стоят с воздеянием рук и когда предлежит страшная Жертва, то как не умолить Бога, прося о них».

Святитель Иоанн Златоуст

Завершается поминовение на Литургии дерзновенным воззванием: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Это исповедание, произносимое в алтаре после Святого Причащения, выражает глубокую веру Церкви в то, что

Господь по силе великой Евхаристической Жертвы, по неложному заверению апостола о великой очистительной силе Крови Сына Божия, и по молитвам святых Своих исполнит ее прошение об омовении грехов поминаемых, непременно исполнит и уже начинает исполнять в момент погружения в Божественную Кровь частей просфоры, изъятых в память живых и усопших.

Святитель Афанасий Сахаров