Третье Евангелие: адресат, источники, богословие

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в день памяти святого апостола от 70-ти и Евангелиста Луки, в храме святой княгини Ольги в Останкино была совершена Божественная Литургия, на которой присутствовало около 60 человек. В этой статье — о том, по чьей просьбе было написано Евангелие от Луки, какими источниками пользовался святой Евангелист и на что он обращал особое внимание в третьем Евангелии с точки зрения богословия.

Адресат

Святой Евангелист Лука написал Евангелие по просьбе одного знатного человека, по имени Феофила, который жил в Антиохии (оттуда же происходил и сам Евангелист Лука) и дом которого был храмом для антиохийских христиан. Для него же апостол написал и книгу Деяний, которая является как бы продолжением третьего Евангелия.

Какими источниками пользовался святой Лука при написании Евангелия?

С одной стороны, апостол Лука опирался на то, что видел сам, с другой стороны — на устное Предание и рассказы других, особенно Пресвятой Девы Марии, и также на уже появившиеся в то время письменные источники. Причем святой апостол очень тщательно проверял их истинность, и поэтому третье Евангелие характеризуется очень четкой хронологичностью.

Богословская составляющая

С точки зрения богословия в Евангелии от Луки особое внимание обращается именно на учение о всеобщности спасения, которое совершил Господь Иисус Христос, и о вселенском значении проповеди Евангелия. Господь спас не только иудеев, но и язычников, и не через дела закона, а через благодать Божию, которая дается по Его беспредельному милосердию. Поэтому Евангелист Лука так ярко изображает любовь Божию к кающимся грешникам — в третьем Евангелии мы находим притчу о блудном сыне, о мытаре и фарисее, о заблудшей овце, о потерянной драхме, о милосердном самарянине, повесть о покаянии начальника мытарей Закхея и другие отрывки, повествующие о том, что

«радость бывает пред ангелы Божиими о единем грешнице кающемся», причем эта радость больше радости «о девятидесятих и девяти праведниках, иже не требуют покаяния».

Лк. 15:7

Символ

Эмблемой святого Евангелиста Луки является телец — жертвенное животное, которое обычно употреблялось при жертвоприношениях, в напоминание о Господе Иисусе Христе, Великом Первосвященнике, принесшем Самого Себя в жертву за грехи всех людей.