VII Вселенский Собор

Икона — это особая форма откровения Божественной реальности. Такое определение вынес VII Вселенский Собор, или Собор 350 отцов, память которых мы празднуем в это воскресенье, 24 октября. Сегодня в храме святой княгини Ольги в Останкино была совершена Божественная Литургия, на которой присутствовало около 50 человек.

VII Вселенский Собор произошел в 787 году в Никее — в то время отдаленном городе Малой Азии, где когда-то был проведен и I Вселенский Собор. Место было выбрано неслучайно: святая Ирина стремилась оградить Собор от вмешательства сторонников иконоборческой ереси.

Иконоборчество — движение против почитания святых икон — к тому времени существовало уже в течение 60 лет. Оно возникло при императоре Льве Исавре, который считал необходимым запретить иконопочитание, чтобы наладить контакт с мусульманами.

Главным итогом работы Собора стал догмат об иконопочитании, в котором утверждалось почитание Святого Креста и честных икон, потому что, видя их, верующие побуждаются к воспоминанию о самих первообразах, любви к ним и чествованию их — не служением, но почитательным поклонением, потому что служение воздается только Самому Богу.

Ибо честь, воздаваемая образу, восходит (διαβαίνει) к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней.

Хотя иконоборчество было осуждено на этом Соборе, но окончательно иконопочитание было восстановлено только на Константинопольском Соборе в 843 году — в день Торжества Православия, который мы празднуем в конце 1-ой седмицы Великого поста.

Текст догмата об иконопочитании:

«Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно или не письменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения; так как это согласно с историею евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловечился… На таком основании мы… определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно так же, как и изображение Честного и Животворящего Креста, будут ли они сделаны из красок или (мозаических) плиточек или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться в святых церквах Божиих, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение (проскинезис), но никак не то истинное служение (латриа), которое, по вере нашей, приличествует одному только Божественному естеству. Они возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и освещать их… потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».

Догмат об иконопочитании