В Священном Писании Нового Завета присутствует большой массив текстов Апостольских Посланий — это Послания апостола Павла и Соборные Послания. Но независимо от того, кто был автором каждого Послания, каждое из них изначально направлялось в определенную церковную общину в ответ на проблемы, возникавшие там. Какой же Церкви, каким людям с какими сложностями адресовал свое Соборное Послание апостол Иуда Иаковлев, брат Господень, память которого мы празднуем сегодня?
Адресат и время
Соборное Послание апостола Иуды адресовано малоазийским Церквям, в которых появились еретики. Скорее всего, оно написано до 70 г. по Р. Х., т. е. до разрушения Иерусалима.
Важные моменты
- Имея в виду цель предостеречь читателей от греха и впадения в ересь, апостол Иуда приводит 3 примера кары Божией грешникам: наказание израильтян, нарушивших заповедь Божию, кара падших ангелов и разрушение Содома и Гоморры.
- Также, говоря о наказании грешникам, злословящим высокие власти, апостол говорит: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя» (Иуд. 1:9-10). Отрывка о споре Архангела Михаила с диаволом нет в Священном Писании; но это сказание сохранилось в Предании Церкви и было, несомненно, известно читателям из иудейской среды. Согласно этому сказанию, после смерти Моисея, при его погребении (неизвестно, когда, как и где оно происходило; вероятно, погребали Ангелы) диавол пытался оспорить свое право на тело Моисея, указывая на то, что тот убил египтянина. Однако Архангел Михаил «не отвечал так, как отвечают обычно люди, не отвечал словами раздражения, словами осуждения, он смиренно сказал ему: Да запретит тебе Господь» (святитель Лука Крымский). Значит, «если сам Архангел Михаил даже в споре с дьяволом не проклинал его, но обращался к нему с мягким увещеванием, то сколь более должны остерегаться слов проклятья люди, опасаясь оскорбить неразумным словом величие Создателя» (св. Беда Достопочтенный).