Собор Всех святых

Сегодня, в первое воскресение после праздника Сошествия Святого Духа на апостолов, в храме святой княгини Ольги в Останкино была совершена Божественная Литургия, на которой присутствовало около 60 человек. В этот день празднуется Собор Всех святых, которые просияли хоть и в разное время и разными подвигами, но по благодати Святого Духа, которая была ниспослана людям в день Пятидесятницы.

«Богами же, и царями, и господами называю их [святых] не по природе, но потому, что они царствовали над страстями и преодолели их, и в неизменном виде сохранили Божественный образ и подобие, по которому были созданы… Они соединились с Богом, приняв Его в себя, и сделались по причастию и благодати тем же, что Он является по природе».

Преподобный Иоанн Дамаскин

В сонме святых есть самые разные чины. Если изначально к числу почитаемых святых относились апостолы и мученики, а также ветхозаветные праведники – праотцы и пророки, то впоследствии в Церкви появляются самые разные чины святости — ведь изменялись обстоятельства, изменялась и форма служения человека, который хотел угодить Богу.

В числе святых, которых почитала древняя Церковь, больше всего было мучеников. Известно, что уже во II веке совершались торжества в их честь, которые совершались в день их кончины — дня их «рождения» в жизнь вечную.

Почитание апостолов явилось одним из отправных моментов практики чествования святых в принципе. Они стояли как образец, начаток человечества, спасенного по своей вере. Существуют сведения о почитании памяти апостолов Петра и Павла в III веке.

Чествование ветхозаветных святых зафиксировано с IV века. Скорее всего, оно тесно связано с Иерусалимской Церковью и традициями христианских общин, где преобладали выходцы из иудейского народа.

Очень рано начинается почитание и святителей — вначале в местных Церквях, а потом во всей Церкви.

Со временем появляются и другие чины святых. Это благоверные цари и царицы, прославившиеся заслугами перед Церковью; преподобные, трудившиеся в иноческом чине; юродивые, принимавшие на себя вид мнимого безумия, чтобы терпеть поругание ради Христа (подвиг юродства появляется в монашеской среде начиная с IV века); равноапостольные, служившие распространению веры; исповедники, пострадавшие за Христа, но не до смерти; страстотерпцы, бывшие жертвами политических убийств, но пострадавшие безвинно, беззлобно, подражая Христу в Его страдании; бессребренники, чудесно освобождавшие страждущих от телесных болезней и приводившие их ко Христу; блаженные — святые, жившие в миру, а также древние святые, в сочинениях которых были некоторые отклонения от чистоты церковного учения (например, блж. Августин).

Тропарь Всем святым:

Иже во всем мире мученик Твоих, / яко багряницею и виссом, / кровьми церковь Твоя украсившися, / теми вопиет Ти, Христе Боже: / людем Твоим щедроты Твоя низпосли, / мир жительству Твоему даруй / и душам нашим велию милость.

Кондак Всем святым:

Яко начатки естества, Насадителю твари,/ вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики,/ тех молитвами в мире глубоце// Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.