Чудо I Вселенского Собора

Дорогие братья и сестры! 7-я Неделя по Пасхе посвящена воспоминанию Святых Отцов I Вселенского Собора. Этот Собор произошел в Никее в 325 году во время Пятидесятницы и проповедал Господа Иисуса Христа как истинного Бога и истинного Человека, Который, совершив домостроительство нашего спасения, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

Вопрос, по которому был созван этот Собор, был связан с ересью Ария — Александрийского пресвитера, ложно учившего, что Спаситель не является Сыном Божиим, а сотворен во времени. 318 епископов, созванных с разных уголков христианского мира, были призваны к тому, чтобы рассмотреть это учение. И Отцы Собора (причем их тогда было меньшинство) вынесли решение о полном отвержении арианской ереси как противоречащей истине и чистоте Православия, и о том, что Сын Божий — Истинный Бог, Равночестный и Единосущный Отцу — воплотился, чтобы спасти мир.

В этом чуде из чудес и тайне из тайн суть христианства, а не в рациональной морали, как в других естественных религиях. Именно эту суть христианства спасали достославные отцы IV в., до конца отвергшие арианство во всех его ухищренных и прикровенных формах. Но этого в то время не понимало большинство восточного епископата. В том-то и чудо I Вселенского собора, что он произнес сакраментальную догматическую формулу «Όμοούσιον τω Πατρί» («Единосущного Отцу») устами только избранного меньшинства. И в том еще, что Константин Великий, не постигший всей трагичности вопроса, воистину движимый перстом Божиим, положил всю в данном случае спасительную тяжесть неодолимого имперского авторитета на чашу весов подлинно православной церковной мысли незначительного меньшинства епископата.

Карташёв А.В. Вселенские Соборы

На Соборе был утвержден Православный Символ веры, в котором было сформулировано апостольское учение о Божестве Второго Лица Пресвятой Троицы — Господа Иисуса Христа. Кроме решения этого главного догматического вопроса Отцы также приняли правила в сфере церковной дисциплины, которым Православная Церковь следует и сейчас: например, это вопрос о дате празднования Пасхи — не в одно время с иудейской и обязательно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия.

Среди Отцов I Вселенского Собора мы почитаем наших великих заступников: святителя Николая Мирликийского, святителя Афанасия Великого, святителя Спиридона Тримифунтского и других светильников Церкви.

Расскажем о том, как святитель Спиридон доказал истинность Православия на I Вселенском Соборе.

Один из мудрейших греческих философов, Евлогий, выступал на стороне Ария. Тогда святитель сказал ему:

— Философ! Во имя Иисуса Христа, выслушай то, что я тебе скажу. Един Бог, сотворивший небо и землю, и создавший из земли человека, и устроивший все прочее видимое и невидимое Словом Своим и Духом. И мы веруем, что Слово есть Сын Божий и Бог, Который, умилосердившись над нами, заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, и умер ради нашего спасения, и воскрес, и с Собой совоскресил весь род человеческий. Мы веруем, что Он придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его; веруем, что Он одного Существа со Отцом, равной с Ним власти и чести… Так исповедуем мы и не стараемся исследовать эти тайны любопытствующим умом, и ты не осмеливайся исследовать, как все это может быть, ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышают всякое человеческое знание.

Простые слова святого старца так подействовали на Евлогия, что он долго ничего не мог возразить ему и, наконец, сказал:

— Ты прав, старец. Я принимаю твои слова и признаю свою ошибку. Пока состязание велось посредством доказательств, я искусством спорить отражал их, но когда вместо доказательств из уст твоих начала исходить особая сила, доказательства стали бессильны против нее. Я больше не могу противиться Богу.

Затем он обратился к своим друзьям и ученикам:

— Если кто-то из вас мыслит так же, как я, то уверуем во Христа и последуем за этим старцем, устами которого говорит Сам Бог.

Впоследствии философ отрекся от ереси и принял Крещение.

Через святителя Спиридона Господь явил также образное доказательство единства Пресвятой Троицы. Перекрестившись, святитель взял в руку глиняный кирпич и стиснул его, сказав: «Во имя Отца!», — и из кирпича (плинфы) в это мгновение вырвался вверх огонь, — «и Сына!», — вниз потекла вода, — «и Святого Духа!» — и, раскрыв ладонь, показал оставшуюся в ней сухую глину, из которой была сделана плинфа. «Вот три стихии, а плинфа одна, — сказал тогда святитель Спиридон. — Так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».

Это чудо убедило многих ариан в истинности Православия.

Святые отцы I Вселенского Собора, молите Бога о нас!