Антипасха

Во 2-ю Неделю после Пасхи Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением Своим ученикам, в том числе и апостолу Фоме, который через осязание язв Спасителя уверился в истинности Его Воскресения. В нашем храме сегодня была совершена Божественная Литургия, на которой присутствовало около 60 человек. Дорогие братья и сестры, поздравляем вас с Праздником и с Днём Победы!

Второе воскресенье после Пасхи называется Антипасхой. В переводе с греческого ἀντίπασχα означает буквально ‘то, что вместо Пасхи’. Другое название праздника – Неделя о Фоме, или Фомино воскресенье.

Существует и третье название этого воскресенья – Новая Неделя,потому что сегодня мы размышляем также над обновлением всего творения, совершившемся через Воскресение Христово. Об этом говорит святитель Григорий Богослов (Ɨ 390) в своём Слове «На Неделю Новую» (текст Слова можно прочитать здесь).

По мысли святителя Григория, как сотворение мира началось в недельный (воскресный) день, так и новый, обновленный Воскресением Христовым мир начинается воскресным днем. В отличие от самого дня Пасхи – дня спасения, – 8-ой день после неё является днем воспоминания спасения, днем нового рождения. Содержанием же данного праздника должно стать внутреннее обновление, приносимое каждым Богу.

Тропарь, глас 7:

Запечатану гробу, живот от гроба возсиял еси Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение: Дух Правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости.

Кондак, глас 8:

Любопытною десницею, жизноподательная Твоя ребра Фома испыта Христе Боже: созаключенным бо дверем яко вшел еси, с прочими апостолы вопияше Тебе: Господь еси и Бог мой.

Икос:

Кто сохрани ученичу длань тогда неопалиму, егда ко огненным ребром приступи Господним? Кто даде ей дерзость, и возможе осязати пламенную кость, всяко неосяжимую? Аще бо не бы ребро силу подало бренней деснице, како можаше осязати, страданьми поколебавшая яже выше, и яже низу? Сия благодать Фоме дадеся, еже сия осязати, Христови же вопити: Господь еси и Бог мой.