Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый

О явлении Воскресшего Спасителя Луке и Клеопе мы вспоминаем каждый раз, когда читаем молитву перед путешествием. Это явление произошло в самый день Воскресения. Ученики Христовы шли в Эммаус — селение, отстоящее на три часа пути к северо-западу от Иерусалима.

Толкователи отмечают, что оба ученика — святые Лука и Клеопа — еще не верили радостным вестям о Воскресении Спасителя. По пути они беседовали о страданиях Христа, Его распятии, погребении и Воскресении, которому любящее Христа сердце их желало бы верить, но которому нераскрытое разумение их еще боялось верить (свт. Филарет (Дроздов)).

И когда Он Сам приблизился к ним и пошел с ними, они не узнали Его («глаза их были удержаны») — потому что это было неугодно Ему.

Почему же Господь так устроил?

Блаженный Феофилакт Болгарский пишет, что это было для того, чтобы они сами рассказали Ему свои недоумения и горести, и, открыв тем самым свою рану, были готовы принять лекарство. Их радость от встречи еще более увеличилась от этой задержки. Кроме того, внезапное чудесное Его явление сделало бы их неспособными принять наставление, которое Он намерен был преподать им (свт. Филарет (Дроздов)). А еще Он показал тем самым, что хотя воскресло то же самое Его Тело, которое пострадало, но видимо бывает только для тех, кому Он благоволил; чтобы они приобрели отсюда и ту великую пользу, чтобы не колебаться уже недоумениями (относительно того, например), для чего Он снова не обращается среди народа, но размышляли в себе, что образ жизни Его по воскресении далеко разнится от обыкновенного (блж. Феофилакт (Болгарский)).

Несмотря на то, что они еще не уверовали в Воскресение,

сомнение не удалило их от Христа, к Которому влекла их любовь; и страх врагов его не воспрепятствовал им исповедать Его, как чаемаго Спасителя, нечаянному неизвестному спутнику: надеяхомся, яко сей есть хотяй избавити Израиля (Лук. XXIV. 21).

Святитель Филарет (Дроздов)

То есть, раскрывая свои мысли, ученики показали, что они не до конца потеряли веру. Они говорили, что верили: их Учитель — Мессия; но теперь называют Его только пророком. Показывают они и знание о том, что кто-то поверил Воскресению Господа, но сами пока они не приобрели такой веры. Их слова вот уже третий день ныне показывают, что они близки к тому, чтобы вспомнить пророчество Господа о Воскресении в третий день.

Господь, отвечая им, называет их несмысленными и медлительными сердцем, то есть неспособными к уразумению и живым чувствованиям (А.П. Лопухин). Беседуя с ними, Он рассеивает их недоумения, утверждает веру и одновременно тайно дарует им благодатное утешение, о чем они потом говорили: не горело ли в нас сердце наше?

Когда они не хотели разстаться с таким собеседником, Он вошел с ними в дом, возлег с ними за трапезу, и, как уже приготовленным к общению открыто чудесному, благословляя и преломляя хлеб, даровал им совершенную радость узнать Его, и увидеть в свете воскресения Его.

Святитель Филарет (Дроздов)

Господь стал невидим для них, когда они узнали Его, потому что уже совершилось действие, благопотребное и благотворное для видящих и для тех, которые от них услышат о бывшем видении (свт. Филарет (Дроздов)). И в тот же час они бросились обратно в Иерусалим, чтобы сообщить другим ученикам об истинности Воскресения.

Цитата:

Когда посетило тебя светлое умиление, когда луч Божией благодати как бы открыл пред тобою лице Божие, и священный ужас вместе с блаженною радостью озарил сердце; то не в свои ощущения вдумывайся, а отдайся потоку мыслей, которые вливаются в твою душу, и бери под проверку твои дела и жизнь, как Закхей, когда к нему пришел Спаситель, «чтобы подвигнуть себя на исправление жизни и на служение добродетели». «Господи! се пол имения моего отдам нищим и аще кого чем обидех, воздам четверицею» (Лк. 19:8). Доброе чувство и духовный восторг должно закрепить в своей душе подвигом либо борьбы с грехами своими, либо делами любви. Если б те два блаженных путника в вечер по Воскресении ограничились «горением сердец» при изъяснении пророчеств, то не познали бы своего Собеседника: но они исполнили заповедь странноприимства «и нуждаста Его глаголюще облязи с нама, яко к вечеру есть и приклонился есть день». Тогда только «онема отверзостеся очи и познаста Его».

Митрополит Антоний (Храповицкий)