Пост в Ветхом Завете

Пост перешёл в Новозаветную Церковь со времен Ветхого Завета. Тогда, в древнем Израиле, пост обозначал полное воздержание от принятия пищи и длился от нескольких часов до нескольких дней. Фактически пост означал жертву, в которую верующий приносил сам себя.

Из Священного Писания Ветхого Завета мы можем увидеть, что в то время существовало несколько видов постов.

Чрезвычайный пост накладывался в особых, исключительных случаях. Так, например, постился Моисей, когда Господь даровал ему скрижали Завета (Исх. 34:28).

Всенародный пост соблюдался всем Израилем в определенные дни. Например, это был 10‑й день седьмого месяца Тисри, когда израильтяне постились для сугубого очищения грехов.

Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

Ис. 58:2-7

Частный пост – пост временный, который накладывался в основном при скорбных или, напротив, радостных обстоятельствах.

Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.

Пс. 34:13

В Новозаветной Церкви посты стали восприниматься как время сугубого покаяния. Их продолжительность увеличилась, но разрешалось есть постную пищу. Так сформировались многодневные посты: Великий, Успенский, Петров, Рождественский и однодневные посты (среда, пятница и некоторые другие особые дни).

Так, Великий пост возник как воспоминание о длившемся 40 дней посте Спасителя в пустыне. Кроме того, пост также был временем подготовки уверовавших к Таинству Крещения, которое совершалось в Великую Субботу.