«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат…»

Традиция служить Литургию Преждеосвященных Даров восходит к существовавшему в древние века христианства обычаю самостоятельного причащения. Когда происходили активные гонения на христиан, иереи заготавливали для Литургии больше Святых Даров, чем нужно было для причащения собравшихся. После Литургии верующим раздавались частицы Святых Даров, их уносили домой, чтобы приобщиться самостоятельно. Такая традиция сохранялась до VI века, после чего она полностью ушла, превратившись в причащение в церкви заранее заготовленными Дарами.

Уже в VII веке Литургия Преждеосвященных Даров приобрела известные нам очертания. Например, во время её совершения стало исполняться песнопение:

«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Русский перевод этого текста звучит так:

«Теперь ангелы с нами невидимо служат, потому что вот входит Царь Славы, вот Жертва таинственная, совершённая, ими торжественно сопровождается. С верой и любовью приступим, чтобы быть причастниками вечной жизни. Аллилуйя, аллилуия, аллилуия».

Хор поёт это, когда священник переносит Святые Дары на Престол, а верующие опускаются на колени, выражаясь свое благоговение перед Телом и Кровью Спасителя.

О каком земном торжестве, как бы велико и славно ни было оно, можно сказать таким образом? … С радостью и благоговением чины ангельские предстоят Престолу Божию на небе; но еще с большею (если возможна для них большая) радостью и благоговением являются они на служение Господу своему на земле, в храмах наших, ибо здесь видят они в Нем то, чего не видят на небе; то есть, не только крайнюю Его любовь к нам бедным тварям, но и Его вся превосходящее смирение, по коему Он, будучи Царь славы, является на алтарях наших яко жертва, приносимая за грехи человеческие. Ввиду такого смирения Самого Царя, можно ли думать о своем величии Его слугам? И се, ныне они и с нами, недостойными, служат, и без сомнения, со стократ большею чистотой, благоговением и любовью, нежели мы, нечистые и грешные.

Святитель Иннокентий Херсонский

Во время этого богослужения меняется и заамвонная молитва: священник читает молитву «Владыко Вседержителю…», в которой есть такие слова:

«Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению…».