Сегодня, в Неделю о Закхее и день предпразднства Сретения Господня, в храме святой княгини Ольги в Останкино была совершена Божественная Литургия, на которой присутствовало около 60 человек. В этот день Церковь прославляет Собор святых Пермской митрополии. Этот праздник был установлен недавно, в 2015 году, но просвещение Пермской земли берет свое начало в XIV веке и связано с именем близкого друга и сотаинника преподобного Сергия Радонежского.
Этим другом и просветителем Пермской земли, проповедовавшим христианство в те далекие времена, когда Русь все еще была под властью Золотой Орды, был святитель Стефан Пермский — первый русский продолжатель апостольской просветительской традиции во всем её объёме.
Святитель Стефан, уроженец Великого Устюга, принял монашество в раннем возрасте. Вероятно, еще с юношеских лет у него была мысль о возможности просвещения соседей-язычников: зырян и пермяков (коми). И вот в монастыре он создает зырянскую азбуку и переводит Священное Писание на зырянский язык.
Это был уникальный опыт повторения кирилло-мефодиевской традиции на Руси. Обычно народы, просвещаемые светом веры, начинали пользоваться славянской азбукой и славянскими текстами Священного Писания и богослужения. А святитель Стефан, наоборот, перевел Священное Писание на язык тех, к кому он обращался с проповедью, и учил их на их языке.
Кротость, любовь и милосердие святителя привели к тому, что вокруг него начал формироваться поначалу маленький круг учеников, который постепенно все более расширялся. Святитель построил храм, а впоследствии — еще два. И так, за четыре года, в этом диком крае было подготовлено создание епархии с духовенством из местного населения.
Служба на зырянском языке совершалась вплоть до XIX в. До сих пор сохранился посох святителя Стефана Пермского, просветителя зырян, и иконы, написанные им.
Преемники святителя Стефана, святые Герасим, Питирим и Иона, продолжали его дело. Святые Герасим и Питирим погибли в этом диком тогда краю, святитель Иона крестил всю Великую Пермь, а преподобный Трифон Вятский основал на Вятке Успенский монастырь.
С точки зрения государственной, через просвещение Пермской земли было обозначено и обосновано движение русской цивилизации на восток, превращение Московской Руси в Великую Россию. Но более важно, что народу, не знавшему о Христовой вере, через обращение к нему на его языке, через создание письменности и перевод Священного Писания и богослужения была дана возможность войти в Царствие Небесное.