Собор трех святителей

12 февраля Церковь празднует Собор Вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста — троицу учителей, прославивших Единого Бога в Троице.

Празднование святителям возникло не случайно. Его установлению предшествовал долгий период споров в Константинополе в правление византийского императора Алексея I Комнина (XI век), когда люди хотели решить, кто же из святителей выше: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Споры продолжались до тех пор, пока святителю Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, не явились эти три угодника Христовы, сказавшие:

Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство.

На основании этого видения возникла даже иконография «Видение Иоанна Мавропода».

Видение Иоанна Мавропода

Выбор даты – 12 февраля – также не случаен. По старому стилю сегодня 30 января, венец и завершение месяца, в течение которого праздновалась память каждого из этих святителей по отдельности.

О прозваниях

Мы привыкли называть каждого святителя, употребляя не только его имя, но и прозвание, и не всегда помним, что эти прозвания как нельзя более точно характеризуют каждого святителя.

Так, называя святителя Василия Великим, мы ссылается на его величие воспитателя, теоретика, проповедника.

Наименования Богослова, кроме святителя Григория, были удостоены только два человека: святой апостол Иоанн и преподобный Симеон Новый Богослов.

Прозвание «Златоуст» отсылает нас к учительному дару святителя Иоанна, талантливого проповедника, подвижника и страдальца.

Тропарь, глас 4:

Яко апостолов единонравнии, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2:

Священныя и боговещанныя проповедники, верх учителей, Господи, приял еси наслаждение благих Твоих и упокоение: труды во онех и смерть приял еси паче всякого всеплодия, Едине прославляяйсвятыя Твоя.

Величание:

Величаем вас, святителие Василие, Григорие и Иоанне и чтим святую память вашу; вы бо молите за нас Христа Бога нашего.