Неделя святых отец. Родословие Спасителя

Сегодня, 3 декабря, — последнее воскресенье перед Рождеством Христовым, Неделя святых отец. Кроме того, в этот день Церковь празднует память святителя Петра, митрополита Московского. Он особенно почитается в нашем городе, ведь он основал здесь митрополичью кафедру и стал первым прославленным святым Москвы.

В Неделю святых отец мы вспоминаем всех святых сродников по плоти Господа Иисуса Христа, а характерная черта сегодняшней службы — чтение первой главы Евангелия от Матфея, где описывается родословие Спасителя.

Мы помним, что родословие Спасителя (но уже в обратном порядке) дает и Евангелист Лука. Оба Евангелиста при этом описывают родословие Иосифа Обручника, а не Пресвятой Матери Божией, потому что у евреев не было традиции описывать род через предков матери. Кроме того, Пресвятая Дева — единственная дочь святых Иоакима и Анны — по закону должна была быть выдана замуж только за человека из того же колена, племени и рода. Следовательно, Она происходила из того же рода, что и Иосиф.

Интересно, что Евангелист Матфей начинает описание родословия Спасителя только с Авраама. Почему? Святой Матфей писал Евангелие для евреев и потому ставил своей задачей показать, что Господь есть Мессия, а Мессия, согласно пророчествам, должен был родиться от Авраама и Давида.

Святой же Евангелист Лука стремился показать, что Господь — Спаситель всего человечества. Поэтому он возводит родословие до Адама и Самого Бога.

Интересно также, что в родословиях Евангелистов некоторые имена предков Спасителя не совпадают. Это связано с законом ужичества, согласно которому брат должен был взять жену умершего брата и «восставить семя брату своему» (Второзак. 25:5–6). Первый сын от этого брака считался сыном умершего, чтобы «умершему бездетным не остаться без потомства и чтобы имя его не изгладилось во Израиле».

Из слова на этот день

Архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил в проповеди в Неделю святых отец:

«Я не буду вспоминать подвиги веры ветхозаветных святых отцов. Напомню только, дорогие мои, что они не изнемогали в ожидании и жили терпением и надеждой не день, и не год, и не 100 лет, но 5508 лет. Сколько поколений кануло в вечность за эти тысячелетия.
Но это ожидание было их внутренней потребностью, ибо с ними был Бог. И “все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле” (Евр. 11, 13). Жизнью свидетельствуя об истинности веры своей, они искали и стремились к лучшему, то есть к Небесному Отечеству, которого Художник и Строитель Бог.

И вот исполнилось время — родился Христос Бог, и новый ряд святых Божиих начинает Он Собою, и мы, грешные, по благодати Господа состоим в этом ряду».

Тропарь дня:

Велия веры исправления, во источнице пламене яко на воде упокоения, святии трие отроцы радовахуся: и пророк Даниил львом пастырь яко овцам являшеся. Тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак дня:

Рукописаннаго образа не почетше, но неописанным Существом защитившеся, треблаженнии, в подвизе огня прославистеся: среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте: ускори, о Щедрый! и потщися яко милостив в помощь нашу, яко можеши хотяй.