Пророк Даниил и мученики Анания, Азария и Мисаил

В прошлое воскресенье Церковь восхваляла святых праотцев, а сегодня мы празднуем память святых друзей — пророка Даниила, возвещавшего о Пришествии Спасителя, и трех отроков, Анании, Азарии и Мисаила, в житии которых мы видим прообразы Рождества Христова.

История этих святых восходит ко времени вавилонского пленения народа Израильского. Пророк Даниил, потомок знатного иудейского рода, еще подростком попал в Вавилон вместе с Ананией, Азарией и Мисаилом. Там и началось их обучение.

Несмотря на жизнь вдали от дома, святые строго соблюдали закон Моисеев, в том числе в том, что касалось пищи. Их отказ есть запрещенное законом Моисеевым привел надзирателя в беспокойство; однако выяснилось, что они выглядят лучше и стали сильнее, чем те, которые не постились. Когда же время их обучения кончилось, их представили царю,

«И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его».

Дан. 1:20

После этого они получили высокие должности при дворе.

Сон Навуходоносора

Однажды царю приснился сон, который он не смог вспомнить, и только Даниил по откровению Божию напомнил его ему и растолковал его.

Царю снился истукан с золотой головой, серебряными грудью и руками, медной нижней частью тела и стопами из железа с глиной. Святой объяснил, что это 4 царства, которые последовательно сменят друг друга (обычно под ними подразумеваются Вавилонское, Персидское, Греческое и Римское). Но от горы, которая была неподалеку от истукана, сам отделился камень и ударил в ноги истукану, который распался и стал пылью, а камень стал великой горой и заполнил весь мир:

«и во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно».

 Дан. 2:44

Так Господь указал на Рождество Спасителя от Пресвятой Девы:

«Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества. Тем веселящеся Тя, Богородице, величаем».

Канон воскресный, песнь 9, ирмос

Золотой истукан и три отрока в печи вавилонской

В книге пророка Даниила описывается и другой эпизод. Навуходоносор сделал золотую статую (вероятно, статую самого себя) и велел всем поклоняться ей. Но выяснилось, что Анания, Азария и Мисаил отказываются это делать. Их бросают в разожженную печь, но они оказываются невредимы (при том, что люди, пытавшиеся разжечь печь еще сильнее, погибли от жара), и царь увидел

«четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию».

Дан. 3:92

Святые отроки, пребывавшие в печи, остались нетронуты пламенем, и они воспели песнь Богу, исповедуя справедливость наказания, постигшего Иудею, прося, если возможно, сотворить чудо, чтобы постыдились их гонители, и прославляя Бога. Навуходоносор в итоге тоже прославляет Бога:

«Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои [огню], чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего! И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка, кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать».

Дан. 3:95–96

Пир Валтасара

Рембрандт. Пир Валтасара

Также в книге пророка Даниила описывается произошедшее при наследнике Навуходоносора, Валтасаре. Он приказал принести сосуды Иерусалимского храма и пить из них всем, находившимся на пире.

В этот момент на освещенной части стены появилась рука, которая создала таинственные письмена. Страх поразил всех, и призвали пророка Даниила, чтобы истолковать их.

Святой Даниил обличает царя за гордыню — ту же гордыню, которая была у Навуходоносора. Но Навуходоносор смирился и познал, что

«над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его, Валтасар, не смирил сердца своего, хотя знал всё это, но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него эта кисть руки и начертано это писание. И вот, что начертано: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН. Вот и значение слов: МЕНЕ – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ – ты взвешен на весах и найден очень легким; ПЕРЕС – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. <…> В ту же самую ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет».

 Дан. 5:21–31

Даниил во рву львином

Святой Даниил был на высокой должности и при персидском царе Дарии. Ему очень завидовали, и, желая найти повод опорочить его в глазах царя, предложили Дарию издать закон: никто в течение 30 дней не должен обращаться с каким бы то ни было прошением ни к человеку, ни к божеству, но только к самому царю. Дарию понравилась такая идея, и закон был издан.

Однако святой Даниил продолжал поклоняться Истинному Богу, о чем скоро донесли царю, и Даниила бросили в ров ко львам. Царь был очень опечален этим, и с утра он побежал ко рву и стал звать Даниила:

«Даниил, раб Бога Живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» 

Дан. 6:20

И святой Даниил, живой и здоровый, ответил: 

«Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления».

Дан. 6:22

После этого Даниила подняли из рва, и Дарий издал указ о почитании Бога Даниилова.

Пророчества Даниила

Когда Даниил молился Богу о даровании прощения народу израильскому, ему явился Архистратиг Гавриил, открывший ему, что пройдет семьдесят седмин (490 лет) до Пришествия Мессии, и что Христос будет предан смерти, а город будет разрушен (Дан. 9:22–27).

В книге пророка Даниила содержится также много предсказаний о последних временах, и Сам Господь цитирует слова из этой книги и говорит: «Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте… тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24:15–16), а также упоминает о скорби, которой не было до того времени и не будет (Дан. 12:1).

Песнопения дня:

Иже во пророцех величайший Даниил ныне да почтится, Христа бо Бога нашего виде, камень отсечен кроме рук от горы — Чистыя Богородицы. С ним да восхвалятся и трие отроцы, яже спасе от пещнаго огня невреждены, образ Девы божественный и неизреченный, имже мир спасеся.

Тайнонаучает, Всечистая, Духом Божественным Даниил премудрейший, и прописуют верою Авраамстии трие отроцы Твое безсеменное Рождество: Сый бо Божеством неописанное Слово из Тебе плотию хотя описуется, Богородице, в Вифлееме раждаемь на спасение человеков.