Неделя святых праотец

Сегодня, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице — Неделю святых праотец — в храме святой княгини Ольги в Останкино была совершена Божественная Литургия, на которой присутствовало около 80 человек. Дорогие братья и сестры, поздравляем вас с праздником и Воскресным днем!

Уже начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы поется песнопение:

Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися.

Рождественский ирмос

А два последних воскресенья Рождественского поста освящены особой памятью — о святых праотцах и отцах древности, ожидавших Пришествия Христова и бывших верными Богу. Именно они были предками Пресвятой Девы Марии, от Которой родился Спаситель.

Кроме того, в тропаре этого дня говорится:

Верою Ты оправдал праотцев, предобручив чрез них церковь из язычников, (и вот) святые, они хвалятся (тою) славою, что от семени их – (столь) славный плод – Родившая Тебя. Их молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Тропарь Недели святых праотец (в русском переводе)

Это обращает наше внимание на то, что спасение, дарованное через Господа Иисуса Христа, было не только для богоизбранного израильского народа, подготовке которого к Пришествию Мессии был посвящен ветхозаветный период, но и для язычников, ведь многие из праотцев не принадлежали к еврейскому народу.

Большое внимание в эти два воскресенья уделяется святому пророку Даниилу и трем отрокам, пребывание которых в пещи огненной стало прообразом Рождества Христова, не опалившего «Утробу Девичу».

В России в XVI– XVII веках в Неделю святых праотец совершался пришедший к нам из Византии чин воспоминания сожжения в печи трёх отроков (так называемое пещное действо).

Тропарь, глас 2:

Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый Церковь: хвалятся в славе святии, яко от семене их есть Плод благославен, без семене Рождшая Тя. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Кондак, глас 6:

Рукописаннаго образа не почетше, но Неописанным Существом защитившеся, треблаженнии, в подвизе огня прославистеся, среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте: ускори, о Щедрый, и потщися, яко Милостив, в помощь нашу, яко можеши хотяй.