11 декабря — день памяти священномученика Серафима (Чичагова) — духовного чада прав. Иоанна Кронштадтского. Дворянин, военный, а затем иерей, инок, настоятель Новоиерусалимского монастыря, впоследствии — митрополит Ленинградский, Владыка был автором образа Христа в белом хитоне (сейчас эта икона находится в храме пророка Илии в Обыденском переулке), а также образа преподобного Серафима Саровского «Моление на камне», которого святитель очень почитал. И именно владыка Серафим сыграл особую роль в деле прославления преподобного.
Владыка узнал о преподобном Серафиме еще до принятия священства и монашества. Один раз, когда он уже был иереем, он отправился в Дивеево и встретился там со святой блаженной Параскевой — одной из трех монахинь, видевших старца при жизни, в то время уже очень старой и больной.
Святая была очень рада приходу будущего митрополита Серафима (в то время еще отца Леонида) и сказала ему:
«Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления».
Отец Леонид заметил, что ему вряд ли удастся встретиться с императором, на что старица сказала: «Я ничего не знаю, передаю только то, что мне повелел преподобный».
Слова монахини оставили отца Леонида в недоумении, но в то же время явились для него своего рода руководством к действию. Через некоторое время он начал работу над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря», большая часть которой была посвящена преподобному Серафиму. Когда работа была закончена (книга была издана в 1896 году), отец Леонид уже был архимандритом.
Через некоторое время отец Серафим (Чичагов) все же смог встретиться с Николаем II, и в течение этой встречи отец Серафим и передал ему свою книгу. Это было одним из важнейших моментов в процессе канонизации преподобного.
В 1902 году император Николай II приказал начать подготовку к прославлению преподобного Серафима, а Святейший Синод, в свою очередь, поручил это дело именно отцу Серафиму (Чичагову). В августе 1902 года он в составе Комиссии проводил предварительное освидетельствование святых мощей преподобного старца.
В итоге, 29 января 1903 года Серафим Саровский был торжественно канонизирован в чине преподобного. При этом архимандрит Серафим не только был одним из организаторов прославления, но и создал акафист святому, его краткое Житие, а кроме того, выпустил второе издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», в котором представлено много свидетельств о чудесах преподобного Серафима, совершенных им еще при жизни.
Тропарь, глас 4:
Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужы и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившыя и кровьми Истину соблюдшыя. Тех предстательством, долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.
Кондак, глас 6 :
Саровскому чудотворцу тезоименит быв, теплую любовь к нему имел еси, писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив, верныя к его прославлению подвигл еси и благодарственнаго посещения самаго преподобнаго сподобился еси. С нимже ныне, священномучениче Серафиме, в Небесных чертозех водворяяся, моли Христа Бога серафимския радости нам причастником быти.
Величание:
Величаем тя, священномучениче Серафиме, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа, Бога нашего.