Житие преподобного Зосимы Верховского

Сегодня празднуется память преподобного Зосимы Верховского (24 марта 1768 – 24 октября 1833). По времени своей подвижнической жизни на земле преподобный Зосима  являлся современником преподобного Серафима Саровского. Известно удивительное небесное предзнаменование подвижнического христианского подвига старца Зосимы. Ещё перед рождением его, отец будущего подвижника во время ночной своей молитвы услышал голос: «У тебя родится сын; не учи его светским наукам, но лишь Закону Божию».

Родился в семье дворянина в день празднования прп. Захарии Киево-Печерского, в честь которого и был назван. В дворянской родословной книге Смоленской губ. род Верховских прослеживается с 1620 г., а корни его уходят в Польшу. Родоначальник российского рода Адам Верховский, в 1620 г. эконом смоленских волостей, получил за службу грамоты на земли от польских королей Сигизмунда III и Яна II Казимира. После взятия Смоленска русскими войсками в 1654 г. Верховские приняли Православие и служили московским царям. Отец преподобного, Василий Данилович Верховский, относится к 5-му поколению от родоначальника Адама. Начиная с 18 лет именовался Богдан, в т. ч. и на службе в полку смоленской шляхты, где дослужился до чина полковника. Мать, Анна Ивановна, происходила из дворянского рода Маневских. В семье Верховских было 3 сына и 6 дочерей; Захария был самым младшим. Начальное образование получил дома.

Все братья были определены на военную службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Старшие братья внесены в списки полка в 1775 г., а младший Захария определён каптенармусом 1 января 1784 г. Верховские служили в С.-Петербурге, когда узнали, что 3 апреля 1784 г. скончался их отец. Взяв продолжительный отпуск, братья по желанию матери провели полюбовный раздел имения: старшему Филиппу досталось родовое сельцо Буловица, среднему Илии – с. Лобково, а Захария получил 2 деревни. 12 июля 1786 г. скончалась и мать.

В детстве особенно занимали душу Захарии жития преподобных пустынников. Когда мать читала вслух жития святых, он разгорался духом подражать им. Будучи ещё шести-восьми летним отроком, часто убегал он в сад или огород, молился как умел, а после молитвы ел плоды и овощи, чтобы за обедом не есть ни мяса, ни хлеба. Позже, уже в юности, имел он и другое предзнаменование своего иноческого будущего: однажды во сне явилась ему Небесная Дева, олицетворение чистоты и целомудрия.

Но не сразу выпустил мир будущего монаха из своих тенет. Будучи по рождению дворянином, имел он наследственные земли и деревни, служил в столице в рядах блестящего гвардейского Преображенского полка. Собирался уже и жениться. Однако тайный голос совести предостерегал его. И однажды, как рассказывал впоследствии сам отец Зосима, когда проезжал он, прогуливаясь верхом на хорошей дорогой лошади, мимо церкви своего села, вдруг точно кто рукою толкнул его в грудь, да так сильно, что он пошатнулся на лошади, и в это время внятно услышал слова: «Ты пойдёшь в монахи».
Житие описывает несколько предзнаменований монашеского пути преподобного. Около 1786 г. он впервые посетил пустынников рославльских лесов, подвизавшихся в послушании известному старцу Площанского монастыря иером. Адриану (Блинскому). Жизнь отшельников произвела на молодого человека неизгладимое впечатление. В 1788 г. он исхлопотал отставку (в марте 1789 ещё числился отставным поручиком), продал свое имение зятю. Вся дальнейшая жизнь Захария была связана с пустынножительством и со старчеством. Когда он пришел в рославльские леса, то уже не застал там о. Адриана, ушедшего в Коневецкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь. По совету насельников («Блажен бы ты был, добрый юноша, если бы отец Василиск принял тебя в ученики. Это – звезда наша пустынная!») он обратился за старческим окормлением к прп. Василиску (Гаврилову), который, однако, рекомендовал Захарии начать иноческий путь в общежительном монастыре. Летом 1789 г. Захария отправился в Коневецкую обитель.

По благословению коневецкого строителя иером. Адриана Захария пёк просфоры и служил пономарём в храме. Познакомившись с аскетической традицией афонских старцев и прп. Паисия (Величковского), он практиковал регулярное откровение помыслов о. Адриану, который вскоре постриг его в иноческий чин с именем в честь прп. Зосимы Соловецкого. В 1792/93 г., во время поездки в Смоленск и Брянск за сбором пожертвований на монастырь, о. Адриан пригласил на остров Коневец старца Василиска. Иером. Адриан построил в лесу в 3 верстах от монастыря 2 кельи – для Зосимы и прп. Василиска. В уединённом безмолвии отшельники проводили 5 дней, а в субботу после келейного вечернего правила приходили в монастырь ко всенощной службе. Старец Василиск, стяжавший дар сердечной Иисусовой молитвы, делился со своим учеником аскетическим духовным опытом. Зосима начал записывать эти наставления. Позднее из рассказов и бесед отшельников он составил большую рукопись – «Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска» – описание 75 «действий» Иисусовой молитвы, о которых Василиск поведал своему ученику. В 1797 г. о. Адриан уволился от настоятельской должности и поселился на покое в Симоновом монастыре. Оставшись без духовного отца, Василиск и Зосима увидели возможность исполнить своё давнее желание – удалиться в более «глубокую пустыню». Известно письмо Зосимы рославльскому старцу Досифею от 21 мая 1799 г., в котором он сообщал адресату о своих планах. Получив благословение митрополита С.-Петербургского Гавриила (Петрова), в июне 1799 г. они покинули Коневецкий монастырь.

Трижды подвижники безуспешно пытались добраться до Афона. Увидев в этих неудачах Промысл Божий, Зосима и Василиск в поисках места для устроения отшельнического скита обошли практически половину России. Зиму 1799/1800 г. прожили в Киево-Печёрской лавре, осмотрели горы Крыма, Северного Кавказа, посетили Таганрог, Астрахань, Казань, объехали Уральские горы. Общались с иером. Василием (Кишкиным) в Белобережской Брянской пустыни, со старцами Санаксарского монастыря. В конце 1800 г. архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение проживать на территории Тобольской епархии. Весной 1801 г. старцы побывали в Ишимском, Каинском, Томском, Енисейском, Красноярском округах. Наконец зимой 1801/02 г. прибыли в Кузнецкий округ. Удалившись на 40 верст от последней деревни, ископали в лесу землянку, в которой перезимовали в тяжелейших условиях. Решив найти другое место для постоянного пустынного жительства, поселились близ р. Томь в местности Три Курьи. Ближайшим селением в 20 верстах была дер. Сидоровка на пути к Кузнецку (ныне Новокузнецк), до которого было около 50 верст. В других направлениях в радиусе 200 верст никакого жилья не было. Здесь они и прожили 20 лет в 2 небольших деревянных кельях, находившихся на расстоянии около 100 саженей одна от другой. Отшельники пребывали в совершенном безмолвии, лишь субботу, воскресенье и большие праздники проводили вместе, читали творения святых отцов, беседовали. Завели небольшой огород, ловили рыбу в озёрах. Во время Успенского поста по р. Томь добирались до Кузнецка, чтобы причаститься Святых Таин. В пасхальные дни отшельников посещал некий крестьянин Тимофей.

Мироощущение христовых подвижников передано ими самими с предельной ясностью в таком высказывании: «За что нам чаять от Бога, по смерти, воздаяния, ежели в сей жизни так облагодетельствованы по Его благости: живём во всяком спокойствии и услаждении мирным духом, радуемся, от всего свободны. Нет в пустынном пребывании нашем ничего такого, что бы возбраняло или отвлекало от Богослужения, удерживало или мешало заниматься чтением Святого Писания и питаться углублением в Богомыслие; напротив, всякий случай и всякий предмет побуждают здесь простираться к Богу. А от соединения души с Богом какая бывает радость, какой страх, какая любовь, сладость, утешение, просвещение, трепет, умиление, слёзы и совершенное забвение самого себя и всего земного. Блаженнее же всего то, что мы между собою таким духовым дружелюбием, единодушием и единомыслием связаны о Христе, что всякий совет у нас бывает не раздорен, и послушание охотнейшее. Всякий случай, всякая вещь, одним словом, всё зримое и слышимое склоняет к размышлению о всемогуществе, премудрости и благости Божией».

Согласно Житию, первоначально Зосима подвергался бесовским страхованиям, боролся с помыслом оставить отшельничество, но спустя 3 года, по собственному признанию, перестал чувствовать страх и смотрел на бесов как на «надоедающих мух». Некоторое время со старцами жил 20-летний подвижник св. прав. Петр (Мичурин). Став свидетелем «высочайшего к Господу горения» юноши, Зосима составил его жизнеописание. Одновременно Зосима в особой рукописи продолжал фиксировать молитвенный опыт старца Василиска. Свт. Игнатий (Брянчанинов), прочитав впоследствии это сочинение, отозвался так: «Житие Василиска есть евангельское, мудрование его евангельское, очищенное и просвещенное». Московский митрополит свт. Филарет (Дроздов) свидетельствовал: «В благодатном царствии Христа Спасителя нередко можно усматривать, что Он среди сокровенных подвигов засвечивает в душах избранных благодатный свет, но потом действует по Своему правилу, изреченному в Евангелии: не скрывать светильника под спудом, но употреблять его для просвещения чрез него и других. Сие можно примечать и в житии старцев Василиска и Зосимы. Василиск безмолвствовал в пустыне безысходно. Зосима должен был иногда входить в селения для приобретения необходимых потребностей жизни и, следственно, вступать в сношения с людьми. Ему встречались души, труждающиеся и обремененные в мире, ищущие душевного покоя и нуждающиеся в руководстве. По усильным просьбам, с благословения старца Василиска, Зосима принял их в своё руководство. И таким образом началось в дальней Сибири общежитие».

Около 1820 г., после 20 лет отшельничества, Зосима и прп. Василиск стали окормлять мирян. Первой к старцам обратилась мещанка Кузнецка, вдова А. И. Конюхова, лишившаяся к тому времени и мужа, и 2 малолетних сыновей. Прп. Василиск благословил вдову поселиться в ближайшей дер. Сидоровке. К ней присоединились 2 девицы: дочь коллежского советника Н. М. Васильева и купеческая дочь сирота Е. Романова. Спустя год с ними поселилась овдовевшая к тому времени мать Васильевой – Анастасия Николаевна. В дер. Сидоровке были выстроены маленький келейный корпус, ограда. Зосима написал для общины сестёр особое «Поучение о послушании». Старец занялся духовным окормлением своих учениц: составил для них особые письма – «заветы», как называли их сёстры, в которых и наставник, и его духовные чада обещали перед Богом находиться во взаимной любви, в доверии, в ответственности друг перед другом и в безоговорочном послушании учениц учителю.

Через некоторое время и старцы и сёстры ощутили потребность в устроении обители и в регулярном церковном богослужении, стали искать какой-либо упраздненный монастырь для поселения. По благословению Тобольского архиерея в 1821 г. Зосима посетил С.-Петербург, был принят Московским митр. Филаретом (Дроздовым). Святитель содействовал преподобному в составлении прошений в Синод. Наконец указом Синода от 13 февраля 1822 г. ранее упраздненный мужской туринский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь был обращён в женский и отдан на попечение «поручика Верховского». 26 октября 1822 г. Зосима со старцем Василиском и с сёстрами прибыли в Туринскую обитель и приняли от духовного правления всё монастырское имущество согласно указу духовной консистории от 16 октября. Старцы Василиск и Зосима поселились ближе к обители, в уединённом месте, в 8 верстах от Туринска.
Зосима составил для сестёр особый устав, ориентированный на общежительные правила свт. Василия Великого. В начале 1823 г. Зосима вновь посетил С.-Петербург, чтобы представить в Синод для утверждения новый устав, а также урегулировать хозяйственный статус общежития. Окончив дела в столице, посетил отчий дом в Смоленской губ., где застал осиротевших дочерей брата Илии, Варвару и Матрону. По дороге в Сибирь в московском Симоновом монастыре племянницы Зосима были пострижены в рясофор с именами Вера и Маргарита.

Вскоре в женской общине начались нестроения, мать и дочь Васильевы, «таившие в сердцах своих страсть любоначалия», стали нарушать устав общежития и наконец самовольно отправились в Тобольск с жалобами на своего духовника. Обвинив преподобного в расколе, растрате монастырских денег, притеснениях сестёр и прочих «чувствительнейших угнетениях», они просили епархиальное начальство удалить старца из монастыря и поставить во главе насельниц игумению. На обвинение в нарушениях «отправления должности священника» Зосима писал объяснение архиерею: «Я от [духовных чад] требую не исповеди, но откровенности, чтобы, зная совесть каждой и пристрастия, мог незаблудно управлять ими. Но хотя они во всём открываются мне, однако я не беру на себя права разрешать их грехи, но только пользую их моими наставлениями». В это время старец с племянницами, Анисьей Конюховой и 2 келейницами находились по распоряжению начальства в Тюмени. Здесь они узнали о кончине прп. Василиска (29 декабря 1824 г.).

Указом Синода от 24 января 1825 г. Зосима был уволен «от звания попечителя и от всякого влияния на монастырь», осенью того же года уехал в Москву. Верные старцу сёстры собрались последовать за ним, но консистория всячески препятствовала их отъезду из Туринска. Именно в это время в Тобольск прибыл новый губернатор Д. Н. Бантыш-Каменский, который много сделал для возвращения паспортов и обеспечения свободы передвижения верных старцу сестёр. В декабре того же года им вернули несправедливо реквизированные вещи, книги и, самое главное, 3 лошадей.

После приезда в Москву Зосима обратился к митр. Филарету, который благословил старца поселиться в Чудовом монастыре. Впоследствии святитель говорил о причинах «немирия» в туринском монастыре: «Возъярился враг спасения человеческого и подвигнул тяжкое искушение. Он возбудил в некоторых страсть любоначалия; от сего возникли распри и ухищрения; они привлекли суд; суд повреждён был человекоугодием: и верные руководству старца сёстры общежития, вместе с ним, принуждены были удалиться».

В феврале 1826 г. верные духовнику сёстры прибыли в Москву, поселились в доме надворной советницы М. С. Бахметевой. В середине июля (когда в Москву по случаю коронации императора Николая I съехалось множество народа) Бахметева предложила старцу переселить сестёр в собственное имение в 60 верстах от Москвы. Здесь по благословению митр. Филарета Зосима устроил женскую общину в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». 20 ноября 1826 г. сёстры поселились в кельях общины. В течение 3 лет Зосима часто ездил в Москву, сам ходил по благодетелям для испрашивания помощи, покупал для сестёр всё необходимое. Видя такое самопожертвование, обители стали покровительствовать московский купец 1-й гильдии С. Л. Лепёшкин (1787-1855) и его супруга. Одновременно жажда безмолвия не покидала Зосиму. В 3 верстах от пустыни в лесу старец выстроил келейку с колодцем. Обычно он жил в келейке 5 дней в неделю, в субботу приходил к утрени, а в воскресенье вечером возвращался «на безмолвие». В это время его посетили 2 неких старца из Орловской губ., от которых он принял великую схиму.

Зосима заботился о будущности Троице-Одигитриевой обители, о чём, в частности, свидетельствуют письма Лепёшкину. Так, в августе 1832 г. он просил «не покидать» сестёр после его кончины, и купец-благотворитель своим завещанием распорядился заботиться о материальном благосостоянии обители. В октябре 1833 г. Зосима заболел, накануне кончины велел позвать священника с причтом, соборовался, исповедался, причастился Святых Таин. Прощаясь с сёстрами, завещал им жить в любви и смирении. «Не расходитесь по моём исходе, – убеждал их Зосима, – Господь даст, что и церковь у вас будет, и обитель утвердится. Матерь Божия, Коей я вручил вас и всю обитель, прославит имя Своё на месте сем и ниспошлет на вас милость Свою». Завещал 1-й престол посвятить Святой Троице, а 2-й – Смоленской иконе Божией Матери. Завещание преподобного исполнилось – община была утверждена и развилась, став Зосимовой Троице-Одигитриевой пустынью.

Скончался Зосима в день праздника иконы «Всех скорбящих Радость», похоронен по завещанию «около часовни, чтобы дождь с крыши, под которой Распятие Спасителя, орошал могилу». Впоследствии над могилой был построен Троицкий храм.

Память о старцах-подвижниках, проживших 20 лет в окрестностях Кузнецка, сохранилась среди местного населения. Озеро и протоки, на берегах которых жили преподобные Зосима и Василиск, местное население называло «Монашки». Осенью 2002 г. православная общественность Новокузнецка отметила 200-летний юбилей обоснования преподобных Зосимы и Василиска в местности Три Курьи близ Кузнецка, отслужив у озера Монашка молебен и посвятив этому юбилею публикации в краеведческом журнале «Родные святыни». Начались регулярные крестные ходы к озеру Монашка.

Почитание Зосимы началось сразу после кончины. Над его могилой по благословению свт. Филарета (Дроздова) был выстроен Троицкий храм. После расширения храма в 1855 г. 2 приделами «в промежутке между главным и правым устроена усыпальница над могилою основателя пустыни старца Зосимы, дабы все усердствующие невозбранно могли туда входить».
В начале 80-х гг. XIX в. состоялось обретение нетленных мощей старца. Об этом свидетельствовал прп. Амвросий Оптинский в 1886 г.: «Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого камня гроб и сделали новый деревянный гроб и во время переложения увидели, что всё тело старца цело, а ступни ног предались тлению».
В 30-х гг. XX в. Троицкий храм был обращён в клуб, как именно и когда был вскрыт склеп Зосимы, неизвестно. 25 декабря 1999 г. в возрождённой обители были проведены работы по обретению могилы Зосимы. «В правой части центрального алтаря возле стены под современным полом Троицкого храма был выявлен склеп, выложенный из белокаменных блоков, в котором находился белокаменный саркофаг, но он не содержит уже останков схимонаха Зосимы». К 2009 г. местонахождение мощей неизвестно.

Почитался колодец, выкопанный на месте сгоревшей кельи старца (сначала над ним стояла каменная часовня, после расширения Троицкого храма пришлось устроить специальный проход к колодцу под юго-западным углом церковной стены), а также т. н. Отчин колодец, который выкопал преподобный близ лесной кельи. К середине XIX в. «пошли частые исцеления от того колодца, многим снился во сне. Одна женщина ближнего селения, умывшись этой водою, исцелилась от рака на лице». У колодца поставили крест, в 1910 г. построили каменную часовню на месте кельи старца. Все паломники, приезжавшие в Зосимову пустынь, посещали Отчин колодец и умывались водой из него. В 2006 г. возрождённая обитель начала традицию крестных ходов к Отчину колодцу 23 июля, в день прославления Зосимы, или в ближайшее воскресенье.

Житие преподобного оказало влияние на образ старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Организовав скит в горах Калифорнии (США), иеромонахи Серафим (Роуз) и Герман (Подмошенский) перевели Житие старца на английский язык, и в издательстве братства прп. Германа Аляскинского оно вышло в свет в 1979 и 1990 гг.

Материалы с сайта http://monasterium.ru/monastyri/svyatie/prepodobnyy-zosima-verkhovskiy/?from_monastery=5574

Добавить комментарий