Суббота первой седмицы Великого поста

В эту суб­бо­ту, за­вер­ша­ю­щую первую сед­ми­цу Ве­ли­ко­го по­ста, бо­го­слу­жеб­ные пес­но­пе­ния пре­под­но­сят нам но­вое под­твер­жде­ние то­го, что ра­зум­ный пост уго­ден Бо­гу, и что по­стя­щи­е­ся на­хо­дят­ся под Его осо­бым по­кро­ви­тель­ством. В эту же суб­бо­ту Пра­во­слав­ная Цер­ковь со­вер­ша­ет бла­годар­ствен­ное празд­но­ва­ние свя­то­му ве­ли­ко­му­че­ни­ку Феодо­ру Тиро­ну, по­гиб­ше­му в на­ча­ле IV сто­ле­тия, в пе­ри­од по­след­них го­не­ний на хри­сти­ан. По его име­ни первую сед­ми­цу по­ста на­зы­ва­ли в Древ­ней Ру­си «Фе­о­до­ро­вой неде­лей».

Со­глас­но жи­тию, св. Фе­о­дор Ти­рон был во­и­ном в го­ро­де Ала­сии Пон­тий­ской об­ла­сти, рас­по­ло­жен­ной в Ма­лой Азии у по­бе­ре­жья Пон­та Эвк­син­ско­го, т. е. Чер­но­го мо­ря. Его про­зва­ние Тиронука­зы­ва­ет на во­ин­ское зва­ние – это «мо­ло­дой во­ин (но­во­бра­нец)» (в от­ли­чие от стра­тилата), несу­щий пре­иму­ще­ствен­но ка­ра­уль­ную служ­бу. За от­каз при­не­сти жерт­ву идо­лам Фе­о­дор был пре­дан ис­тя­за­ни­ям и осуж­дён на со­жже­ние. Это про­изо­шло око­ло 306 го­да при рим­ском им­пе­ра­то­ре Га­ле­рии (305–311). Непо­вре­ждён­ное ог­нём те­ло свя­то­го Фе­о­до­ра бы­ло по­гре­бе­но в Ев­ха­и­тах, неда­ле­ко от Ама­сии. За­тем его мо­щи пе­ре­нес­ли в Ца­рь­град; гла­ва же свя­то­го на­хо­дит­ся в Ита­лии, в го­ро­де Га­эте. Па­мять св. Фе­о­до­ра по непо­движ­но­му (ми­ней­но­му) ка­лен­да­рю – 17 фев­ра­ля / 2 мар­та.

Вско­ре по­сле кон­чи­ны св. Фе­о­до­ра хри­сти­ан­ство ста­ло доз­во­лен­ной ре­ли­ги­ей (ука­зы 311 и 313 гг.), и им­пе­ра­то­ры, на­чи­ная с Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337), бы­ли хри­сти­ане. Но в 361 го­ду власть нена­дол­го пе­ре­шла к пле­мян­ни­ку Кон­стан­ти­на Юли­а­ну, «про­сла­вив­ше­му­ся» сво­им от­ре­че­ни­ем от Хри­ста и по­пыт­кой вер­нуть им­пе­рию к ис­по­ве­да­нию язы­че­ства. За это он по­лу­чил про­зва­ние Апостат, в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го – «От­ступ­ник».

В 362 го­ду, же­лая по­сме­ять­ся над хри­сти­а­на­ми, Юли­ан при­ка­зал гра­до­на­чаль­ни­ку Кон­стан­ти­но­по­ля окро­пить в Ве­ли­кий Пост все съест­ные при­па­сы на рын­ках идо­ло­жерт­вен­ной кро­вью. Так он хо­тел во­влечь ни­че­го не по­до­зре­ва­ю­щих хри­сти­ан в язы­че­ское жерт­во­при­но­ше­ние и «уни­что­жить» их ве­ли­ко­пост­ные по­дви­ги. То­гда св. Фе­о­дор Ти­рон, явив­шись ар­хи­епи­ско­пу Ев­док­сию, по­ве­лел ему объ­явить всем хри­сти­а­нам, чтобы ни­кто не по­ку­пал ни­че­го на рын­ках. Пре­ду­пре­ждён­ные сво­им ар­хи­пас­ты­рем ве­ру­ю­щие пи­тались в этот день толь­ко до­маш­ни­ми за­па­са­ми, пре­иму­ще­ствен­но ва­рё­ным зер­ном. В па­мять это­го со­бы­тия и со­вер­ша­ет­ся па­мять свя­то­го.

В яв­ле­нии му­че­ни­ка Фе­о­до­ра ска­зы­ва­ет­ся его осо­бое за­ступ­ни­че­ство, по­то­му что он явил­ся ар­хи­епи­ско­пу Ев­док­сию в день сво­ей па­мя­ти (в 362 го­ду Пас­ха бы­ла 31 мар­та, и пер­вое вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го По­ста при­хо­ди­лось на 17 фев­ра­ля). Так, на­ря­ду с ми­ней­ной па­мя­тью св. Фе­о­до­ра по­яви­лась в пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре и его триодная па­мять. «Оттоле убо вернии да­же и до ныне чу­до об­новляюще, да не за­бвено толикое де­ло му­че­ни­ка вре­ме­нем бу­дет, ве­ли­ка­го Фе­о­до­ра коли­ва­ми по­чи­та­ем», – на­по­ми­на­ет нам Пост­ная Три­одь.

Три­од­ное по­ми­но­ве­ние му­че­ни­ка Фе­о­до­ра зна­ме­но­ва­ло со­бой тор­же­ство Пра­во­сла­вия над ко­вар­ством язы­че­ства. В IX сто­ле­тии в пер­вое ве­ли­ко­пост­ное вос­кре­се­нье ста­ли празд­но­вать по­бе­ду Пра­во­сла­вия над ико­но­бор­че­ством, и па­мять му­че­ни­ка Фе­о­до­ра бы­ла пе­ре­не­се­на на преды­ду­щий день, од­на­ко идея пер­во­го ве­ли­ко­пост­но­го вос­кре­се­нья со­хра­ни­лась: это – Тор­же­ство Пра­во­сла­вия.

По материалам https://azbyka.ru/days/p-vernyj-novobranec-i-otstupnik-imperator

Добавить комментарий