Преподобный Серафим Саровский: Жизнь как череда подвигов

Пустынничество, безмолвие, столпничество, затвор… Это – лишь часть подвигов, которые принял на себя один из любимейших русских святых, преподобный Серафим Саровский. Однако в народе он известен в большей степени другим, последним своим подвигом – подвигом служения миру, который стал возможен благодаря очищению его души и стяжанию им Духа Святого. 

Преподобный Серафим (в миру Прохор Мошнин) был родом из курских купцов. Однако уже в юности он осознал, что его главное стремление – к иноческой жизни. Он ушел в монастырь, и с тех самых пор мы можем проследить его жизнь как череду подвигов в достижении христианского совершенства.

Первым из них стал главный монашеский подвиг – подвиг послушания. Преподобный работал в хлебопекарне, в столярной, на рубке леса; любой тяжелый труд он выполнял с радостью и усердием. Впоследствии он говорил, что в послушании – корень спасения: именно послушание разрушает гордыню.

Через 8 лет после прихода в монастырь над преподобным совершили постриг с именем Серафим. Впоследствии он стал диаконом, а затем – иеромонахом. Однажды во время Божественной Литургии ему было явление Господа Иисуса Христа.

В 1794 году преподобный, желая уединенной молитвы, переселился в тесную келью в саровском лесу недалеко от монастыря. Много лет он совершал здесь подвиг пустынничества, только по воскресеньям приходя в монастырь, чтобы причаститься Святых Таин. Вскоре преподобный Серафим также начал свой великий подвиг столпничества.

Столпничество является очень редким видом аскетического делания. Поводом для избрания его святым было предложение стать настоятелем одного из монастырей. Хотя Серафим отказался, у него все же возник тщеславный помысл. После этого он три года совершал свой подвиг покаянного стояния, молясь день и ночь.

Известен эпизод, когда на преподобного в его уединении напали разбойники. Он не стал защищаться, и его жестоко избили. Когда разбойников, оказавшихся местными крестьянами, поймали, Серафим упросил отпустить их.

Еще через некоторое время преподобный принял на себя подвиг безмолвия. Он стал реже бывать в монастыре, прекратил практику общения с мирянами, приходивших к нему. Он пребывал некоторое время в этом состоянии священного безмолвия, которое святитель Феофан Затворник характеризует так:

«внутрь собранный и углубленный дух огнем Духа Божественного возводится к серафимской чистоте и пламенению к Богу и в Боге».

Оставаясь верным добродетели послушания, преподобный по требованию монастырского начальства вернулся в монастырь. Тем не менее еще несколько лет он жил в затворе в молчании – еще один подвиг, отличающийся от пустынничества, потому что затвор находится в монастыре, где много людей и сложнее сохранить внутреннее безмолвие.

После этого преподобный Серафим начал свой последний подвиг – служения миру молитвой, проповедью и любовью. К нему стали приходить люди; однако полностью он отдался этому служению только в 1825 году, по повелению Пресвятой Богородицы, явившейся ему. К нему приходило каждый день около одной-двух тысяч человек. Он наставлял их, исцелял болезни, открывал будущее.

Преподобный стал вместилищем Духа Святого, стяжание Которого – главная цель жизни христианина. Он был исполнен Небесного света и многим указал путь по спасению. По словам митрополита Вениамина (Федченкова), преподобный Серафим Саровский

«впрыскивал жизненную силу, светлую радость, подъем духовного напряжения, крепость в добре, желание исправления. Кратко сказать: пламенный Серафим зажигал людей огнем и благодатным духом возрождения».

Добавить комментарий