Патриаршее богослужение

В воскресенье, 15 сентября, в храме святой княгини Ольги в Останкино Божественную Литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На богослужении присутствовало 150 человек.

Сегодня Православная Церковь празднует память преподобных Антония и Феодосия Печерских – «тии бо первии, равноангельным в России житием просиявше от гор Киевских, осветиша отечествия нашего вся концы, и путь к Небеси правый многим показаша, и, первоотцы иноком бывше, лики спасаемых Богови приведоша, и ныне, предстояще в вышних немерцаемому Бо­жества Свету, молятся о душах наших» (из кондака преподобным Антонию и Феодосию).

Эти святые воспеваются также в песнопениях сегодняшнего дня как «двоица великих отец, звезды мысленныя, просиявшия на тверди Церковней, иноков Российских основание». Действительно, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские имеют огромное значение для Российской Церкви – именно с них фактически начинается история русского монашества.

Святой Антоний родился в Любече (в окрестностях Чернигова). С самого детства он чувствовал стремление к высшей духовной жизни и потому решился идти на Афон.

Там он был пострижен в иноки и начал отшельническую жизнь в пещере недалеко от монастыря. Через некоторое время игумен дал ему послушание: идти обратно в свое отечество и возрастить иночество в этой недавно крещенной стране. Антоний пришел в Киев.

На тот момент – а это был 1051 год – в данном городе уже был ряд монастырей, основанных греками по желанию князей. Однако преподобный избрал другой путь: он поселился в двухсаженной пещере, которая была выкопана пресвитером Иларионом. В ней святой Антоний продолжал свой подвиг, и вскоре слава о нем разнеслась по многим русским городам.

Вокруг преподобного начали собираться люди. Одни шли за духовным советом и благословением, другие – за разрешением поселиться рядом. Первым был принят на жительство иерей Никон, вторым – преподобный Феодосий.

Преподобный Феодосий с юных лет жил в Курске со своими родителями. Он был очень благочестив: любил читать Священное Писание, посещать богослужения, помогать ближним. Когда он узнал, что в храме изредка не могут служить Литургию из-за отсутствия просфор, он сам решил заняться их изготовлением. Впоследствии он пришел к преподобному Антонию, решив оставить всё мирское.

«Видишь ли чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь».

Когда вокруг преподобного Антония собралось 12 человек, он удалился на соседнюю гору, выкопал себе пещеру и стал подвизаться в затворе. Преподобный Феодосий остался на прежнем месте; вскоре братия избрала его игуменом монастыря, и он начал свои труды по учреждению общежития по уставу цареградского Студийского монастыря.

Основные черты такого общежития таковы:

  • все имущество у братии было общее;
  • иноки проводили время в непрестанных трудах;
  • труды распределялись игуменом по силе каждого;
  • каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего;
  • иноки открывали игумену свои помыслы.

Преподобный Феодосий был примером для братии во всем: он рубил дрова, носил воду, работал в пекарне, раньше всех приходил и на богослужения, и на монастырские работы. Он устроил в обители особый дом для бедных и больных, и на их содержание тратилась 1/10 доходов монастыря. Также каждую субботу он посылал целый воз хлеба заключенным в темницах.

Многие труды святого Феодосия и дело святого Антония были продолжены и после их мирной кончины.

Так постепенно Киево-Печерская обитель, основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием, стала образцом для других монастырей и играла огромную роль для развития Русской церкви. Многие иноки, подвизавшиеся в этом монастыре, стали известными пастырями Церкви (например, святые Леонтий и Исаия, епископы Ростовские), миссионерами (преподобный Кукша, просветитель вятичей) и писателями (преподобный Нестор Летописец).

Тропарь преподобным Антонию и Феодосию

Звезды мысленныя, просиявшия на тверди Церковней, иноков Российских основание, песньми, людие, почтим, радостныя похвалы сим воздающе, радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние со Феодосием богомудрым, присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу.

Кондак преподобным Антонию и Феодосию

Двоицу начальных российских све­тил почтим, Антония, Богом посланнаго, и Феодосия, Богом дарованнаго: тии бо первии, равноангельным в России житием просиявше от гор Киевских, осветиша отечествия нашего вся концы, и путь к Небеси правый многим показаша, и, первоотцы иноком бывше, лики спасаемых Богови приведоша, и ныне, предстояще в вышних немерцаемому Бо­жества Свету, молятся о душах наших.

Добавить комментарий