Память свв. отцов семи Вселенских Соборов

31 мая празднуется память святых отцов семи Вселенских Соборов. На семи Вселенских Соборах происходило определение и становление догматов Церкви и основ христианского вероучения. По­это­му очень важ­но, что в са­мых со­кро­вен­ных, дог­ма­ти­че­ских, за­ко­но­да­тель­ных во­про­сах Цер­ковь ни­ко­гда не бра­ла в выс­шие ав­то­ри­те­ты мне­ние од­но­го че­ло­ве­ка. Бы­ло опре­де­ле­но, и по сей день так и оста­ёт­ся, что ав­то­ри­те­том в Церк­ви счи­та­ет­ся со­бор­ный ра­зум Церк­ви.

Вселенские соборы не имели задачей чисто-позитивное догматическое исследование, т. е. собор не созывался ради установления догматов, потенциально содержащихся в православном учении Церкви. Его задача была отрицательной: собор обсуждал только те вопросы веры, которые предварительно неправильно были раскрыты в еретических учениях. Вполне естественно, что осуждение еретического учения могло быть на основе православного учения. Чтобы то или иное учение стало предметом обсуждения собора, необходимо, чтобы оно было предварительно поставлено в церковном сознании, как неправильное, как искажающее смысл христианского учения и, что особенно важно, чтобы оно было осуждено церковным сознанием. Предварительная, так сказать, предсоборная работа должна произойти в самой церкви; необходимо, чтобы с особой силой назрела потребность в едином и единственном формулировании православного учения, выражением которого должен быть вселенский собор.

Православная Церковь признает семь Святых Вселенских Соборов: Никейский I (325 год, против ереси Ария); Константинопольский I (381 год, против ереси Македония); Ефесский (431 год, против ереси Нестория); Халкидонский (451 год, против ереси монофизитов); Константинопольский II (553 год, “О трех главах”); Константинопольский III (680-681 годы, против ереси монофелитов); Никейский II (787 год, против ереси иконоборцев).

Добавить комментарий