О Евангелии от Матфея

29 ноября празднуется память святого Апостола и Евангелиста Матфея. Евангелие, написанное им, имеет ряд особенностей, которые отличают его от других трех Евангелий. Эти отличия связаны как с целью апостола Матфея, так и с характерными чертами людей, к которым он обращался.

Евангелие от Матфея отличается от других Евангелий несколькими особенностями. Во-первых, святой апостол Матфей обращает свое Евангелие к иерусалимской общине. Во-вторых, не менее важна цель: апостол писал для иерусалимлян, чтобы показать, что Иисус из Назарета есть Мессия – Тот Царь, Который пришел для того, чтобы спасти – не только иудеев, но и весь мир – от греха и смерти. Из этого вытекает ряд других особенностей.

Первое – большое количество цитат из Ветхого Завета. В Евангелии от Матфея больше двадцати прямых заимствований, а косвенных насчитывают не меньше шестидесяти. Например, когда Господь на Кресте произносит: «Боже, Боже Мой, вскую Мя оставил еси?» – это также одна из цитат. Другой характерной чертой первого Евангелия является то, что иудейские обычаи и постановления в нем не объясняются, поскольку его читатели прекрасно представляют, по каким законам и заповедям живут иудеи.

Кроме того, апостол Матфей очень редко произносит слово «Бог». Даже «Царствие Божие» в Евангелии от Матфея называется «Царство Небесное». Причина этого – в том, что ветхозаветные иудеи не могли произнести слово «Бог», а христиане из иудеев до разрушения Иерусалимского храма продолжали исполнять ветхозаветный обряд, и они не могли произносить слово «Бог». Поэтому святой евангелист Матфей, где это возможно, убирает в тексте слово «Бог», а оставляет то, что мы называем синонимами, или священными тетраграммами.

Следующая особенность – числовая символика в Евангелии от Матфея. В самом начале Евангелия родословие Спасителя перечисляется по 14 родов: 14 родов от Авраама до Давида, 14 родов от Давида до плена вавилонского, 14 родов от плена вавилонского до Христа.

Символом Евангелия от Матфея является человек, или, точнее, Сын Человеческий. Это мессианский титул, который ввел ветхозаветный пророк Иезекииль и утвердил пророк Даниил. В Книге пророка Даниила написано об этом. Спаситель много раз, особенно в Евангелии от Матфея, называет Себя «Сын Человеческий»; а так как это мессианский титул, то, присваивая данному Евангелию именно этот символ, мы говорим, что это мессианское Евангелие, которое показывает нам Иисуса из Назарета как истинного Мессию.