Сегодня, в Неделю по Рождестве Христовом, в храме святой княгини Ольги в Останкино была совершена Божественная Литургия, на которой присутствовало около 80 человек. Это воскресенье называется также Неделей Богоотец: в этот день мы прославляем родственников Спасителя по плоти, которые жили в разные времена: царя и пророка Давида, святого Иосифа Обручника и брата Господня по плоти Иакова.
«Со Иаковом, славным Богобратом, воспоим Давида Богоотца, Иосифа же божественнаго, Богородицы обручника».
Светилен утрени
О святом Иосифе Обручнике известно очень мало. Восточные отцы свидетельствуют, что в первом браке у него родилось 4 сына и 2 дочери. После смерти жены он вел жизнь в строгом воздержании.
Когда ему было 80 лет, первосвященники избрали его хранителем и обручником Пресвятой Девы Марии. Вместе с Ней святой Иосиф поселился в Назарете, который в то время был небольшой деревней в 65 километрах от Иерусалима.
В 6 километрах от Назарета был город Сепфорис, разрушенный римлянами в 4 году до н. э. из-за восстания Иуды Галилеянина, а затем восстановленный и превращенный в резиденцию Ирода Антипы. По мнению некоторых историков, праведный Иосиф мог каждый день ходить туда работать (он был плотником).
О предстоящем Рождестве Христовом святому возвестил Ангел, рассеявший его сомнения, появившиеся, когда он узнал о беременности Пречистой Девы. Праведный Иосиф присутствовал и при поклонении пастырей и волхвов.
По указанию Ангела он вместе с Матерью Божией и Богомладенцем Христом бежал в Египет. чтобы спастись от царя Ирода.

По прошествии некоторого времени, когда ему было возвещено Ангелом о кончине Ирода, он возвратился в Назарет.
Евангелие упоминает святого Иосифа еще один раз: когда Святое Семейство приходило на праздник в Иерусалимский храм. Господу Иисусу Христу тогда было 12 лет.

Скончался праведный Иосиф в возрасте около 100 лет.
В иконографии
Интересно, что праведный Иосиф изображается на иконах Рождества Христова не в центре, а в левом нижнем углу, чем подчеркивается, что он — не отец Господа Иисуса. Кроме того, часто перед ним изображается старец в козлиных шкурах: так в образе диавола показывается воплощение сомнений Иосифа после Благовещения.
